Трамваи по маршрут № 2 в Темиртау сегодня ходят последний день...
Решение принято, вердикт вынесен: маршрут закрыть, рельсы демонтировать. Причем такое решение принято исключительно с учетом мнения горожан. А вот обещанному бесплатному проезду в автобусах для металлургов не бывать. Пока, во всяком случае.
О планах относительно движения трамваев по маршруту №2 заговорили еще в прошлом году. Собственник – АО «АрселорМиттал Темиртау» - маршрут закрывает, а взамен покупает несколько новых автобусов. Для металлургов – льготный проезд сохраняется, для остальных горожан – та же стоимость, как и в других автобусах. Город, в свою очередь, добился выделения средств из республиканского бюджета на реконструкцию проспектов Мира и Комсомольского с учетом демонтажа рельсов. Еще в начале этого года планы оставались в силе. Но позже, когда реконструкция проспектов уже началась, выяснилось, что на комбинате наступили тяжелые времена. И компания вынуждена была перенести и покупку новых автобусов, и демонтаж рельсов, и закрытие маршрута на неопределенное время.
Еще пару недель назад мы писали о том, что «двойка» остается, а власти города ищут варианты ремонта проспектов с учетом трамвайных путей. Но на этой неделе все-таки было принято решение не в пользу трамваев…
Опасные трамваи
12 июня акимате прошли общественные слушания, инициированные маслихатом города. Узнать об их проведении горожане могли из объявления бегущей строкой на телевидении.
- Сегодня в связи с моральным и физическим износом путей трамвайного парка и подвижного состава есть необходимость решать вопрос с учетом мнений жителей города, - открыл слушания Василий Свиридов, секретарь городского маслихата. - Также в связи с моральным износом возникла необходимость реконструкции дороги на проспектах Мира и Комсомольском. Поэтому сегодня приглашены все заинтересованные лица, жители, пресса.
По словам Каната Юсупова, заведующего сектором коммунального хозяйства ОЖКХ, ПТ и АД,после реконструкции проспекты станут безопасными для движения пешеходов и машин. Здесь расширят дорогу, обустроят тротуары, приведут в порядок ливневые колодцы, установят дорожные знаки, нанесут разметку, оборудуют остановочные павильоны, поставят новые светофоры. И сделать это все можно только при демонтаже трамвайных путей, так как расширение дороги в сторону жилых массивов не представляется возможным. Но даже не это главное.
- Трамвайные пути сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии, что сказывается на условиях проживания людей в частном секторе. Постоянная вибрация от движения трамваев негативно влияет на состояние жилых домов и здоровье граждан, - сказал Канат Юсупов. - При уборке дорог постоянно возникают проблемы. Снег не вывозится трамвайным парком, а скидывается на проезжую часть,в результате чего образуется колея. Создают реальную опасность и нынешние посадочные площадки трамвайных остановок, и состояние опор контактной линии.
- Вопрос важный. Два выхода: либо привести пути в нормальное состояние, но более реальный вариант, что эти пути не соответствуют и не будут соответствовать никогда - ни вагоны, ни провода, - отметил Арман Алпысбаев, руководитель УЧС города. - Опасность есть, и по нашей линии ЧС есть замечания. Нужно либо приводить в норму, либо демонтировать и делать расширенную дорогу.
Это же наша история!
«Группа поддержки» движения трамваев была представлена на слушаниях только тремя сотрудниками коксохимпроизводства. Но, судя по тому, что в октябре прошлого года металлурги собрали более тысячи подписей в защиту «двойки», их могло бы быть и больше, знай люди об этом мероприятии.
- Мы пользуемся этим маршрутом и против закрытия. Зимой трамвай более стабилен, чем автобусы. Бывает, что наши автобусы замерзают, да и непонятно, на каком топливе они ездят, черный дым валит. Закрытие трамвайного маршрута повлияет на стабильность перевозки сотрудников доменного цеха, коксохимпроизводства и других цехов, - уверено заявил Геннадий Водовозов, председатель профкома коксохимпроизводства. - По экологической обстановке мы далеко не лучший город Казахстана, по онкозаболеваниям мы тоже в первых рядах. И поэтому экология – это вопрос номер один. То есть трамваи – это экологический транспорт. Да, нужен ремонт, нужно расширение, нов первую очередь нужно трамваи оставить, отремонтировать, закупить нормальные вагоны. Усть-Каменогорск может себе позволить содержать трамваи, потому что понимают, что металлурги должны жить в экологически благополучном городе. А почему Темиртау, город металлургов, должен отставать? Почему мы 30 лет ездим на этих трамваях, почему дороги не ремонтируются?
А Наталья Свинцова, сотрудница коксохимпроизводства, высказала сомнения в том, что обещания властей будут выполнены.
- Вы очень хорошо с трибуны говорите, и на картинках все прекрасно. Но вы уже «похерили» трамвай №1. Было обещано и расширение дороги, и дополнительные автобусы в старый город. И что люди имеют? Поэтому где гарантия, что сейчас закроют еще один маршрут, и ваши обещания будут выполнены? Это история нашего города. И он не портит вид нашего города, надо просто средства вкладывать…И потом, мы, работники комбината, ездим на трамваях бесплатно, а вы нам сейчас гарантируете, что на автобусах мы тоже бесплатно будем ездить? У нас многие люди ездят на этом трамвае, почему вы не прислушиваетесь к людям?
Нет денег, нет трамваев
А вот противников трамвайного движения по маршруту № 2 в акимате собралось хоть отбавляй. Жаловались на старенькие трамваи и отдельные жители, и подрядчики, убирающие дороги, и водители автобусов, и сотрудники ОДП. И дома по швам расходятся от вибрации, и с колясками рельсы не переедешь на Горке Дружбы, и снег, как положено, не уберешь, и пробки вечно из-за загруженности узких проспектов…
Председатель ОКМС №4 посетовала на многочисленные нарекания жителей на то, что движение неритмичное. Автобусы, мол, один за одним ходят, а трамвая не дождешься…
- Я проживаю в доме №38 по проспекту Мира. Я поддерживаю экологичный транспорт, но в том виде, в котором сейчас пути и вагоны... В доме все сыпется, расходится потолок со стенами, все ходуном, невозможно. Я со страхом ожидаю зимы, – отметил житель города Анатолий Золотарь. - И здесь нужно заменить колесный парк, заменить пути.Но вообще-то решение принято, есть проект, выделены деньги, и надо делать дороги.
- Вот эти переезды через трамвайные пути по 10 раз за день, а зимой трамваи скользят по 5-6 минут на перекрестках. Могу сказать, многие люди ждут именно 12-й (автобус), потому что теплее. До конвертного цеха доезжает только половина, до коксохима едет в лучшем случае человек 6-8. Тоже самое и с трамваем. Многие выходят на конверторном цехе, чтобы не ехать по такой ужасной дороге, - выступил Константин Горячев, водитель автобуса. - А в связи с тем, что на заводе идет большое сокращение, процентность перевозки на коксохим падает и падает.
Несмотря на присутствие на слушаниях Нурлана Рыспекова, директора по координации работы с правительством и по социальным вопросам АО «АрселорМиттал Темиртау», никто не задал вслух витавший в воздухе вопрос: а почему, собственно, владелец довел движение до такого состояния? Почему не содержал транспорт в надлежащем виде?
- Вы поймите, основная причина такого состояния трамвайного движения – нехватка средств, - пояснил ситуацию вместо него Василий Свиридов, секретарь городского маслихата. - Собственник не хочет вкладывать деньги, и нам надо как-то выходить из положения, надо смотреть в завтрашний день.
Нехватка средств, кстати, не позволит металлургам ездить бесплатно на автобусах, как сейчас на трамваях.
- В начале года финансовая ситуация на комбинате позволяла осуществить проект закупа автобусов и обеспечить бесплатный проезд металлургов. К сожалению, на сегодня мы имеем большие проблемы с финансами, с трудом мы закрываем зарплату, у нас есть долги перед подрядчиками. Поэтому этот проект нам пришлось свернуть,- пояснил-таки Нурлан Рыспеков. - Трамвайный маршрут №2 будет закрыт, автобусное движение будет организовано коммерческими структурами, и ситуация пока не позволяет нам говорить о незапланированных тратах, вопрос о компенсации проезда металлургам мы сегодня обсуждать не можем. По истечении времени, возможно, мы вернемся к этому вопросу.
Понятно, что в таком виде, как сейчас, при таком отношении и при таких вложениях со стороны владельцев долго трамвайное движение все равно не протянет. Нет гарантии, что, оставив сегодня «двойку», завтра собственник не примет все-таки решение закрыть маршрут. Он же собственник, спросить с которого никто не смеет. Почему не ремонтирует пути? Почему не убирает их должным образом зимой? Почему не приобретает новые вагоны? Говорили на слушаниях и о том, что после подорожания проезда в трамваях этим транспортом пользуется значительно меньшее число пассажиров. Казалось бы, странное с точки зрения коммерческой выгоды решение: поднять цену до 40 тенге и растерять всех пассажиров. Но вполне логичное с точки зрения далеко идущих планов. Вынудить людей пересесть на автобусы и потом сказать: вот видите, не хочет народ трамваями пользоваться, зачем они тогда вообще нужны… Потом сослаться на финансовое положение - и упс, решение закрыть маршрут созрело само собой. И выглядит вполне логичным.
Где гарантия, что завтра таким же образом не закроется сама собой «четверка»?
- Когда комбинат сказал нам, что закроет маршрут, мы заранее сделали ПСД и заложили деньги на реконструкцию дороги. И до последнего была договоренность: город железно все благоустраивает, а АМТ закупает автобусы и возит своих металлургов. Но финансовое положение комбината таково, что нам сказали, что не могут пока купить автобусы, - сказал Нуркен Султанов, аким города. - Допустим, мы сейчас не будем делать дорогу, мы готовы оставить этот маршрут, но тогда мы останемся и без ремонта. А завтра все равно трамваи остановятся, потому что я уверен,ремонтировать они не смогут. А состояние путей – это ужас! Мы готовы сейчас оставить маршрут, но проблему мы не решим. Я всегда говорил, что трамвайный парк останется, и «четверка» будет работать. Я не хотел бы, чтобы при мне не стало трампарка. И я за то, что надо оставить «двойку», но тут нужно выбрать между плюсами и минусами.
Выбрали…
http://vk.com/gor_transport