«Обидно, что никому нет дела до нашей беды»
Эта авария произошла в Херсоне 23 августа этого года в районе перекрестка проспекта Ушакова и улицы Декабристов (см. «Гривну» № 35). Водитель маршрутки № 34 поехал на «красный», и автобус столкнулся с микроавтобусом № 50, в результате чего пострадали пассажиры. С некоторыми из них – немного оправившимися после шока и больничных процедур – журналисту «Гривны» на днях удалось поговорить. Чтобы рассказать, каково пришлось людям не только в момент аварии, но и после неё
История первая
Херсонка Валентина вместе с 10-летней дочкой в тот день села в микроавтобус № 50 (на фото вверху) в районе Молодежного пляжа. Она вспоминает, что автобус был полупустым, все пассажиры ехали сидя. Вдруг на перекрестке у горисполкома она ощутила какой-то удар, послышались треск, крик, и автобус стало заносить.
- Сколько мы падали (от удара автобус перевернулся и лёг на бок), я не знаю, – говорит Валентина. – Наверное, это были мгновения, но для меня они показались вечностью. Я слетела с сиденья и оказалась на полу напротив верхнего люка. Первым делом испугалась за дочь – она у меня единственная. Нашла ее и обомлела: ребенок был весь в крови, девочка говорила, что ей плохо и она теряет сознание...
Выбраться из перевернутого автобуса, по словам потерпевшей, оказалось крайне затруднительно: люк заклинило, аварийный выход – через окно – не открывался, хотя Валентина сама дергала за шнур. Со стороны водителя была дверь, но пробраться туда мешал поручень. Водитель спасением людей практически не занимался. Валентина помнит, что он стоял на дороге и доказывал, что не виноват. Наконец кто-то из мужчин с улицы кинулся помогать: выбили окна, лобовое стекло и стали передавать детей, которые были в салоне…
- Я передала дочку, сама пролезла на ту сторону автобуса, которая в перевернутом положении стала «крышей», – вспоминает Валентина. – Какой-то мужчина кричал, чтобы я прыгала, но я боялась и кричала, что я не пролезу. Но он заверил, что всё равно меня поймает. И правда поймал, спасибо ему огромное. Выбравшись из маршрутки, я стала просить, чтобы помогли моему ребенку, так как «скорой» еще не было. Тут мимо ехал ветеран-афганец, усадил меня с дочкой в свою машину и отвез в «Тропинку». Высадил нас и сказал, что поедет назад – вдруг еще кого-то из раненых заберет. В «Тропинке» решили, что ребенку нужно сделать рентген, вызвали детскую «скорую помощь». К счастью, ни трещин, ни переломов не обнаружили, у дочери были множественные раны головы
и лица, ушибы. Но нас направили в детскую областную больницу, где дочка прошла обследование и пролежала 5 дней. Там мы познакомились с еще одной семьей потерпевших – у товарища по несчастью Романа в той маршрутке ехали мама и 5-летний сын... Что удивительно: за всё время, пока мы находились в больнице, к нам никто не пришел, кроме совершенно постороннего парня (он помогал выбираться из салона). Но ни чиновники, которые видели аварию из своих окон, ни маршрутчики – никто даже просто не посочувствовал, не спросил, нужна ли какая помощь детям. Хотя я – безработная, и средств на лечение у меня не было, хорошо, кума помогла. А пока лежала в больнице, пришлось отказаться от собеседования для получения новой работы. Уже потом я сама позвонила
в фирму-перевозчик и спросила, можно ли забрать вещи, которые остались в салоне. Представитель фирмы мне ответила, что машина сейчас стоит в гараже. И формально поинтересовалась: мол, как там дети? Да если бы кого-то из них волновала судьба наших детей! Я в этом очень сомневаюсь, так ей и ответила. Женщина на другом конце провода сказала, что я злая. Ну и пусть! А я бы на ее месте точно пришла – принесла бы ребенку фруктов или игрушку. Разве это не естественно? Я уже молчу о совести хозяев фирмы, водитель которой оказался виноват
в том, что с нами случилось. Роман как-то вышел на него и попросил встретиться с нами. Маршрутчик подошел к нам на остановке. Просто стоял и молчал. Даже не извинился. Мне тоже ему сказать было нечего…
После выписки из больницы Валентина сама позвонила следователю, и он разрешил к нему прийти. Далее женщина фактически «напросилась» на судмедэкспертизу (хотя прошло уже 2 недели), но оказалась сама не рада: судмедэксперт выписал огромное количество направлений к врачам, которых следовало пройти ребенку. Бегать по больницам пришлось больше недели, а ведь почти каждое посещение врача – это затраты: где нужно платить «добровольные» взносы, где – приобретать расходные материалы, даже просто тратиться на проезд.
В итоге Валентине сказали, что у ее девочки – только легкие телесные повреждения, поэтому, мол, зря она так рвется в суд – ничего же страшного. Хотя, может, для кого-то действительно ничего страшного, но Валентина до сих пор хранит одежду ребенка, запачканную кровью, а дочь плохо спит по ночам, страдает повышенным давлением и панически боится ездить в маршрутках.
История вторая
Мила Васильевна (мама Романа, о котором говорила Валентина) ехала в той же маршрутке с 5-летним внуком. Она сидела на заднем сиденье, смотрела в окно и в какой-то момент очень удивилась: почему водитель другого автобуса не остановился на черте у светофора и едет, даже не сбавляя скорость? Когда произошла авария, она совсем потеряла внука из виду, стала звать по имени, хорошо, что кто-то подсказал, что он, мол, здесь, не волнуйтесь... Выбраться из автобуса опять же помогали совсем незнакомые люди – ребенка вытащил прохожий, а саму Милу Васильевну вытаскивать сразу не рискнули, у нее была сломана ключица, повреждена нога. В больнице потерпевшая провела 10 дней. После выписки у нее не сгибается нога, рука в гипсе. И сотрясение мозга дает о себе знать. В документах это названо «телесными повреждениями средней тяжести». У ребенка – сотрясение мозга, ушибы, легкие телесные повреждения.
Сколько денег потрачено на лечение – семья точно не подсчитывала. Всё равно все расходы не подтвердишь. После травмы ноги и всего пережитого Мила Васильевна какое-то время могла ездить только в такси, но, судя по всему, это уже её личные проблемы. У пострадавшей даже нет веры в то, что она может получить какую-то компенсацию после суда. Сын Роман рассказал, что ходил вместе с Валентиной в страховые компании, которые имели договор с обеими фирмами-перевозчиками. В одной компании вообще ответили, что пассажиры маршруток застрахованными не являются. А когда Роман сказал, что такого быть никак не может и он всё равно будет писать заявление, попросили прощения, сказали, что ошиблись, и заявление приняли. Во второй компании отлично понимали, что пассажиры имеют право на страховку и даже поделились информацией, что выплачивать компенсации пассажирам после аварий приходилось не раз. Увы, хоть ДТП с маршрутками случаются довольно часто, но у перевозчиков много транспорта, поэтому работать с ними всё равно выгодно.
Мила Васильевна тоже удивлена, что никто из виновной в ДТП стороны даже не поинтересовался их с внуком самочувствием. Те же маршрутчики или городское управление транспорта могло бы предоставить право бесплатного проезда по городу или хотя бы позвонить и выразить сожаление.
Но, видно, до суда потерпевшим рассчитывать вообще не на что. А когда еще будет тот суд...
Алина ДЕМЕНТЬЕВА// Гривна № 40 от 30.09.2010
http://www.grivna.kherson.ua