Херсон закупорили
Ирина Ухварина, "Вгору"
На херсонцев сокращение поездов обрушилось настоящим катаклизмом, сравнимым со стихийным бедствием полупланетарного масштаба: мы оказались отрезаны почти от всей Украины, не говоря уже о том, что близкие просто не могут вернуться из соседних стран. Через Херсон проходят теперь только 6 поездов...
А в итоге, после стольких мытарств, зайдя в вожделенный вагон, замечаешь свободные полки.
Как можно туда, куда «не ходят поезда»
Как признался начальник отдела пассажирских перевозок Херсонской дирекции "Укразалізниці" Игорь Мисеч, его телефон буквально раскалился от непрекращающихся звонков. Одни хотят узнать, как уехать до той или иной станции в связи с сокращением поездов. Другие – просят помочь с билетами. А третьи – жалуются или скандалят. И всем приходится отвечать. Как можно туда, куда поезда теперь не ходят – он просто не знает. Что касается билетов, то у железной дороги, действительно, есть практика бронирования. Например, так называемая "депутатская" бронь снимается за трое суток до отправления поезда и эти билеты сразу же появляются в продаже в кассах. Следующая бронь снимается за сутки. И последняя – для экстренных случаев – за 6 часов. Но следует помнить, что бронируется всего не более 2%. То есть, если в составе 400 мест, то в продажу поступят всего лишь 8 билетов. Свободные же места чаще всего получаются из-за того, что какой-то человек купил билет не на весь путь, а до маленькой станции. Например, из Херсона до Снигиревки. И тогда это место пустует аж до Кривого Рога (новых пассажиров на маленьких станциях, как правило, практически не бывает).
Некоторые задают вопросы по поводу е-билетов. Это новая услуга, которая вводится "Укразалізницею", – возможность приобрести билет через систему Интернет. Но она пока работает только в Киеве на два направления – и те не на Херсон.
То есть, по сути, у потенциальных пассажиров остаются всего два варианта "достать" билет. Первый – легальный: приходить к кассам как на работу и стоять под ними в очереди за трое суток, за сутки и за 6 часов до отправления. Если "глухо" – проситься к проводнику или бригадиру поезда. Правда, тут уж шансов совсем мало. У бригадира, как правило, есть несколько "своих" мест, на всякий пожарный случай. Но, представляете, сколько желающих оказаться на тех самых местах? А проводник может поселить вас в свое собственное купе. Ну тут уж рискуете вы оба. Этот способ не приветствует ни государство, ни руководство дороги.
В нынешнем году за 9 месяцев "Укрзалізницею" выявлено 627 безбилетных пассажиров (штраф за безбилетный проезд составляет десятикратную стоимость перевозки), кроме того 190 пассажиров ссадили с поезда за отказ оплатить и тариф за проезд, и сам штраф. Выговорами, вплоть до увольнения наказывают и проводников.
Надежда умирает последней
Что касается претензий, то Игорь Мисеч объяснят: из тех поездов, что сокращены, только два убрали по решению Херсонской дирекции. Оба – пригородные: Николаев -Никополь и Херсон-Брылевка. О том, что эти перевозки нуждаются в помощи и поддержке, нашу областную администрацию предупреждали давно, и просили содействия. И вагоны, и локомотивы износились на 98%. Пускать их по маршруту не только нерентабельно, но и опасно. А дорога из рейса в рейс только терпела на них убытки. Единоразовый прогон того же Николаев-Никополь приносил убыток порядка 3 тысяч гривень (и это при условии 100% выплаты компенсации за провоз льготников). Тем не менее, область ничем не помогла сохранить эти перевозки.
А решение о сокращении Харьковского поезда принимала дирекция Южной железной дороги, Ясиноватского – Донецкой, Керченского состава – Приднепровской. Один из аргументов – та же самая нерентабельность. Локомотив может тянуть по 18-20 вагонов, а на эти направления с осени до весны цепляли всего по 5-7. Возможно, летом, когда спрос опять увеличится, то эти поезда и запустят вновь. А пока нам придется выживать без них.
И еще «подарочек»
Кроме того, с 1 ноября началась повагонная продажа билетов. Это значит, что пока кассир не продаст практически все билеты (остаток – не более 9 билетов) на один вагон, на соседний – не продаст. И его вины в том нет. Автомат теперь кассиру выдает наличие мест только в 1 купейном, 1 СВ (если он есть в составе поезда) и в 1 плацкартном вагонах. Так что, если раньше можно было выбирать нижнюю полку в разных вагонах, сейчас этого сделать уже не получится. И если продадутся билеты только на 5 вагонов, то остальные – отцепят и присоединят к тому составу, на который больший спрос. И тоже – в целях экономии. А тем временем на сайте "Укрзалізниці" появилось любопытное объявление: "В целях развития железнодорожного туризма (формирования туристических поездов, как по территории Украины, так и стран СНГ и ближнего зарубежья) Государственная администрация железнодорожного транспорта предлагает к передаче на договорных условиях пассажирский подвижной состав железнодорожного транспорта (пассажирские вагоны купейного и СВ типов, вагоны-рестораны), при условии соблюдения инвестором капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов по индивидуальному дизайн-проекту". Продаются вагоны 1982 и 1984 года выпуска. Комментарии, как говорится, излишни.
http://www.vgoru.org/modules.php?name=N ... &sid=11159