Томск может остаться без трамваев и троллейбусов. Судьба ТТУ города уже решена? Все имущество трамвайно-троллейбусного управления заложено в банках под кабальные кредиты
Когда речь заходит о трамвайно-троллейбусном управлении ( ТТУ) Томска, у томичей возникают двойственные чувства, - с одной стороны все понимают что сохранить электротранспорт в городе надо, с другой стороны значительная часть парка ТТУ уже давно устарела, а само предприятие убыточно и не выходит из огромных долгов. Мэрия города со своей стороны вроде бы неоднократно пыталась спасти предприятие, придумывая программы «возрождения муниципального транспорта». Толку от этого было немного, ситуация с ТТУ продолжала оставаться крайне сложной, и это несмотря на большие объемы бюджетных средств и субсидий которые закачивались в данное предприятие из бюджета города каждый год. Однако, как оказалось, все «прожекты мэрии» за последние два года, были только дымовой завесой. Реально в администрации Томска никто и не пытался спасти предприятие, можно даже сказать о том, что его умышленно пытаются обанкротить. Ведь по факту судьба ТТУ была решена еще два года назад. Впрочем обо всем по порядку.
Работу признали неудовлетворительной
Больше месяца назад, финансово-хозяйственную деятельность ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» обсудили депутаты на заседании комиссии по транспорту Думы Города Томска. Факты озвученные в июле были удручающие.
Отчитываясь перед депутатами за финансовое состояние предприятия, его финансовый директор Григорий Шульгин назвал ситуацию «крайне сложной». За 2011 год убытки предприятия составили около 76 млн. рублей. Но это – с учетом субсидий из областного и муниципального бюджетов. По словам Григория Шульгина, так получается, в первую очередь, из-за того, что себестоимость перевозок на электротранспорте в два раза выше, чем установленный сейчас тариф. Кроме того, жалуется руководство ТТУ и на непродуманную маршрутную сеть, на дублирование троллейбусных маршрутов коммерческими автобусами. Убытки предприятие понесло и в связи с закрытием движения из-за строительства Пушкинской развязки.
- У вас освободился подвижной состав – так направьте троллейбусы на центральные улицы! Пусть они ходят часто. При вашей стоимости проезда маршрутники просто не выживут – а вы прибыль сможете получить – внес предложение депутат Михаил Филимонов.
Депутат, председатель комитета городского хозяйства Владимир Резников подчеркнул, что задачи руководства, в том числе, и заинтересовать коллектив в эффективной работе предприятия: «А у вас грязь в автопарке ужасная, людям как работать? А ведь на это деньги не нужны».
Отметили депутаты и то, что руководство, в основном, рассчитывает поправить финансовую ситуацию на ТТУ за счет увеличения тарифа. «Ваша задача была – представить план, который включает в себя и другие шаги по решению проблемы, - напомнил председатель комиссии по транспорту Думы Города Томска Махир Рустамов. – У вас большие ресурсы – на одной только базе автопарка сколько можно заработать. Но мы реальных предложений пока не видим».
Про то, что к менеджменту ТТУ есть претензии и у мэрии, говорил и заместитель мэра Анатолий Абрамов.
Однако добавил он, на балансовой комиссии работа предприятия за 2011 год была признана удовлетворительной.
Тем не менее, депутаты приняли решение признать работу ТТУ за 2011 год и первое полугодие 2012 года неудовлетворительной. Кроме того, парламентарии решили на следующем заседании комитета городского хозяйства рассмотреть проект новый пассажирской транспортной (маршрутной) сети, над которой сейчас работают в мэрии, и вновь вернуться к вопросу о финансово-хозяйственной деятельности ТТУ. Хотя мэрия Томска дотировала 50% расходов предприятия реальный недостаток средств ТТУ составил более 300 млн.рублей. И это несмотря на то, что каждый год ТТУ получало из бюджета города Томска по 200-300 млн. рублей. Только в 2012 году на нужды предприятия было выделено почти 325 млн. рублей.
Только одни троллейбусы в ТТУ стоят больше 100 млн. рублей
Тревожный звонок
Ровно через месяц после этого памятного заседания комиссии по транспорту Думы города Томска всплыли некие подробности закулисных сделок мэрии. В частности то, как в администрации Томска «пытаются предотвратить банкротство убыточного муниципального предприятия». Как оказалось, город помимо дотирования расходов ТТУ, предоставил в качестве залогов по кредитам огромные площади муниципального имущества коммерческим банкам. Так, еще в конце прошлого года, чтобы получить 120 млн руб., постановлениями мэра Томска Николая Николайчука банку были заложены здания на улице Енисейской и проспекте Мира. Позже был взят и второй кредит под другой комплекс имущества ТТУ — здания и имущество на пр. Фрунзе. Причем, стоимость площадей была объективно занижена - всего 9 тыс. руб. за квадратный метр. Тогда это стало причиной серьезной пикировки депутатов и мэра города на собрании Думы города Томска 15 августа.
- В залог отдается-то не личное имущество, а муниципальное стоимостью в сотни миллионов рублей, - заявил тогда депутат Александр Деев, - соответственно, если с кредитом ТТУ не рассчитается, кто будет нести ответственность? Мы с вами своим бюджетом, либо мы потеряем это имущество и окончательно ТТУ похороним. 7 лет назад в Новосибирске состоялся громкий уголовный процесс, где зам. мэра, который курировал вопросы недвижимости, был осужден на 7 лет, потому что через залоговые схемы... нет, это не Николай Диденко, к нему вопросов нет. Через залоговые схемы муниципальное имущество, минуя процедуру приватизации, уходило из муниципальной собственности. Я прошу прокуратуру вмешаться в этот процесс.
Правда, тогда мэр Томска Николай Николайчук поспешил успокоить депутатов и общественность.
Судя по его словам, в планах мэрии Томска - « свести к концу года все долги к нулю», правда, это выглядело довольно гротескно и странно.
- Я понимаю тревогу, которую депутатский корпус вместе с администрацией испытывает в отношении этого предприятия, - заявил Николай Николайчук на собрании Думы, - после заявления о скором банкротстве данного предприятия последовали иски московского Центробанка, который потребовал с Центробанка по Томской области заложить ту сумму в залоговый фонд либо истребовать обратно 40 млн руб. вне графика погашения кредита.
Взятие второго кредита было объяснено тем, что нужно «покрыть остатки первого кредита». С помощью бюджетной поддержки и собственных доходов предприятию с долгами можно будет рассчитаться в срок и без потерь муниципального имущества. Единственное, что может помешать исполнению задуманного , как было сообщено, «назойливое распространение слухов о банкротстве ТТУ». Правда, зачем было брать такой кредит, если его нужно погашать при помощи еще одного взятого кредита и доходов от деятельности ТТУ (проще было не брать кредит вообще), - объяснений не последовало.
ТТУ будет обанкрочено, а его имущество продано ТДСК?
Через две недели депутат городской Думы Александр Деев предоставил нам документы и сообщил подробности «залоговых сделок» мэрии Томска с коммерческим банком. Подробности сделок администрации Томска были впечатляющими. Во-первых сумма залога ТТУ перед банками была астрономической — 252 млн. рублей. Заложено было имущество улице Енисейской 33 , проспекте Мира 52, Фрунзе 137. Банк, который с готовностью выдала два кредита, один и тот же — ОАО «Томскпромстройбанк», причем под достаточно высокую процентную ставку — 11 % годовых. Первый кредит был взят еще в 2010 году. Остальные — в 2011-2012 гг.. Во-вторых, постановления мэрии Томска №403 от 20.04.2012 г., и постановление № 890 от 1.08.2012 года о согласовании передачи в залог имущества по ул.Енисейской и пр.Фрунзе так и не были опубликованы на сайте мэрии. Это сразу навело на определенные подозрения. И понятно почему, ведь здания ТТУ на Енисейской, Мира, и Фрунзе, которые и были отданы в залог банку, были оценены по бросовой стоимости. Огромный комплекс зданий управления на Фрунзе площадью в 152 тыс кв метров, да еще в центре города, оценили в почти в 3-4 раза ниже его реальной стоимости. Цена за квадратный метр составили чуть более 9.2 тыс рублей.
- Формально схема передачи в залог муниципального имущества законна, - говорит депутат Александр Деев, - однако то, как это было сделано, вызывает недоумение. Во первых по закону мэр города Николай Николайчук перед тем как отдать имущество в залог должен был уведомить Думу. Этого сделано не было. Это было сделано им единолично. Во-вторых, что это за смешные цены при оценке имущества — 120 млн, рублей, 132 млн. рублей? Ведь одни троллейбусы в ТТУ стоят дороже. Огромная площадь прямо в центре города отдается за копейки, вместе со зданиями. Все имущество ТТУ стоит, минимум, в 3 раза дороже. Однако «оценили» так, словно сдавали все в утиль по бросовой цене. В- третьих, куда ушли деньги полученные по данным кредитам? Они ведь, как я думаю не пошли на нужды ТТУ. Часть из данных денег, более 60 млн. рублей почему-то оказалась в предприятии ООО «Горсети», у депутата Владимира Резникова.
Александр Деев
Как считает депутат, по его мнению, ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» в ближайшее время будет обанкрочено, а ее имущество и земля будут в последующем отданы известной в Томске строительной компании за бесценок.
- Конечно, все в Томске знают что ТТУ никогда не отдаст данных кредитов, -говорит Александр Деев, - они просто неподъемны для данного предприятия. В бюджете Томска при его огромном дефиците и долге денег рассчитаться с банком нет. В итоге банк подаст иск в Арбитражный суд, и признает ТТУ банкротом и изымет все имущество, а потом распродаст его. Скорее всего, тут как я думаю, есть определенный интерес к данному имуществу у компании ОАО «ТДСК», они давно хотят на месте комплекса ТТУ на Фрунзе разместить свой транспортный цех. Самое интересное в том, что в залог банку отданы только здания, земля остается муниципальный собственностью, в нарушение закона № 102-ФЗ «Об Ипотеке» ( залоге недвижимости) от 16.07.1998 г. Когда здания будут проданы, то земля под ними почти ничего не будет стоить. И также будет продана за бесценок.
Все имущество ТТУ оценено в три раза ниже себестоимости
По мнению депутата, в данных имущественных сделках должна начать разбираться прокуратура Томска и проверить весь процесс получения и расходования кредитов.
- Мною был составлен запрос и заявление в прокуратуру Томска, - говорит депутат, -правда особых надежд на положительный исход в данном случае особо нет. Как я думаю, такое вот «кредитование» ТТУ, приведет в ближайшее время к его ликвидации и город лишиться и трамвайного и троллейбусного парков, несмотря на все заклинания администрации Томска о «возрождении муниципального транспорта». Этого нельзя допустить, так как данный транспорт выполняет важную социальную функцию в Томске и на нем ездят десятки тысяч пенсионеров и малоимущих жителей города.
О результатах прокурорской проверки по поводу выделения кредитов ТТУ и правомочности такой вот «отдачи в залог» муниципального имущества мы сообщим в ближайших выпусках. Хотя скорее всего, как не раз уже бывало, данная проверка ничего не даст. Однако мы все же надеемся на то, что правоохранительные органы Томской области не дадут уничтожить общественный транспорт в Томске.
Андрей Волков
http://novo.tomsk.ru/index.php?newsid=7918