В Херсоне ветеранов труда почему-то бесплатно не возят
Алёна ГРЕБЕНЮК // Гривна № 3 (888) 12.01.2012 (стр. 5)
Думаю, никто не будет спорить, что наименее социально защищенная категория населения – это пенсионеры, среди которых довольно много ветеранов труда
Ведь зачастую они получают среднюю пенсию по возрасту и при этом даже не рассчитывают на какие-то дополнительные блага от государства.
К сожалению, Закон «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста» не предусматривает выплату таким труженикам дополнительных денежных средств. Но некоторые льготы всё же существуют. Так, статья 7 содержит 12 пунктов различных социальных «скидок» для этой категории граждан, о которых вообще мало кто знает или слышал. Не станут же власти сами себе создавать лишние проблемы! Главное –закон есть, на бумаге конституционные права ветеранов труда не нарушены – даже социально защищены.
А финансирование, то есть действие этих пунктов, – вопрос второй. Из всех существующих льгот, указанных в документе, «работают» 3–4. И то – те, которые не требуют от государства значительных денежных компенсаций. Например, абсолютно «сказочными» в плане реализации кажутся первоочередное бесплатное протезирование и преимущественное право на обеспечение санаторно-курортным лечением, а также компенсация – в случае самостоятельного оздоровления – в порядке и размерах, определяемых Кабмином.
Что интересно, недавний случай, о котором журналисту «Гривны» рассказала одна из читательниц газеты, показал, что в одних регионах власти дают «право на жизнь» некоторым видам льгот для ветеранов труда, а в других о них помалкивают. Примером стал бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в черте области по месту проживания.
Так, на новогодние праздники в Херсон к родственникам приехала жительница Марганца Днепропетровской области – пенсионерка, имеющая статусы ветерана труда и ребенка войны. Каково же было её удивление, когда в городском маршрутном автобусе ей пришлось оплатить проезд: ведь в маршрутках Марганца ветераны труда ездят бесплатно. Причём не только Марганца и соседнего Никополя, но и Запорожья, где пенсионерка бывает частенько. Возмущенная подобной несправедливостью гражданка начала обзванивать знакомых и родственников, живущих в других регионах, дабы узнать, как обстоят дела у них. Она выяснила, что в столице, Белой Церкви Киевской и Умани Черкасской областей дети войны ездят бесплатно во всех видах городского транспорта и пригородных электричках. А также организованы социальные автобусные маршруты –
несколько рейсов в день, которые бесплатно перевозят и ветеранов труда. В Саках в Крыму гражданам этой льготной категории один раз в квартал в управлении труда и социальной защиты выдают 24 талона для бесплатного проезда в городских маршрутках. Пользуясь пригородным транспортом, такие пенсионеры оплачивают только страховку – чуть больше одной гривни. В Херсоне, как проверила гостья, ни одно, ни другое пенсионное удостоверение не действуют.
Разъяснить ситуацию «Гривна» попросила начальника управления социальной политики Херсонского горисполкома Елену Рузгис.
«Действительно, законом предусмотрена льгота на право бесплатного проезда всеми видами городского транспорта ветеранов труда, – прокомментировала Елена Вячеславовна. – Но сегодня на государственном уровне не разработан порядок расчета компенсаций част-ным автоперевозчикам, а город не имеет на это права. Потому в Херсоне только троллейбусы бесплатно перевозят все существующие льготные категории граждан, которым закон дал на это право. В 2011 году предприятие “Херсонкоммунтранссервис” на трёх маршрутах, соединяющих разные микрорайоны города, организовало движение социальных автобусов, которые по графику бесплатно возили всех льготников. В этом году управления социальной политики и транспорта также отрабатывают вопрос социальных рейсов. Надо отметить, что некоторые частные перевозчики по личной инициативе – без денежной компенсации – не берут оплату за проезд у ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, инвалидов войны, чернобыльцев, инвалидов І группы по зрению. В период навигации один раз в неделю все льготники могут бесплатно воспользоваться водным транспортом. Так, по графику во вторник ходят катера в 8 направлениях, в среду – по другим 8 направлениям».
Как удалось выяснить у одного из частных автоперевозчиков Марганца, с ними местные власти смогли договориться, и городские маршрутки обеспечивают бесплатный проезд марганчанам всех льготных категорий. А это более 18 тысяч горожан при численности населения – около 46 тысяч. Причем по городу ходят автобусы марки БАЗ, где из 18 общих посадочных мест 2 предназначены для льготников. В Херсоне проживают порядка 360 тысяч человек, из них 107 тысяч – имеют право на бесплатный проезд. По сравнению с Марганцем, где к тому же нет троллейбусов, в областном центре в основном ездят «Богданы» с общим количеством мест – от 43, и согласно закону в них разрешены 2–3 льготных места. То есть в таком соотношении херсонским автоперевозчикам пришлось бы обслуживать меньше льгот-ников, чем в маленьком провинциальном городе.
Но, как видно, на такие затраты без компенсации транспортники не идут. Что же тогда мешает властям Херсона договориться с ними? Отсутствие желания договариваться?
http://www.grivna.ks.ua/v_hersone_veter ... vozjat.htm