«Белый дом» вспомнил о маршрутках
Кирилл ГОРЕЛОВ // Гривна № 5 (890) 26.01.2012
Как известно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. У нас всегда так. Вот только очередной такой «гром», прозвучавший 13 января в Херсоне на перекрёстке улиц Перекопской и Мира, стал причиной смерти 10-летнего ребёнка
О_том, как и, главное, почему это случилось, «Гривна» подробно рассказала в предыдущем выпуске. Напомним, что в тот день на пешеходном переходе автобус маршрута № 30 фирмы-перевозчика «МИС» сбил ребёнка. А уже на следующий после выхода газеты день и одновременно почему-то спустя целую неделю после тех трагических событий в облгосадминистрации состоялось совещание. Надо полагать, что толчком к этому стали именно наши публикации. Неспроста ведь возмущённый произошедшим заместитель губернатора Анатолий Хоменко, без устали повторяя, что «маршрутки – это беда Херсонщины», демонстрировал собравшимся (см. фото) статью в «Гривне» «На херсонской улице убили 10-летнего мальчишку», в которой подельниками убившего пацана водителя были названы наш извечный бардак и власть.
Проходившее в минувшую пятницу, 20 января, в «Белом доме» совещание было посвящено «итогам проверок частной фирмы “МИС” и других частных автоперевозчиков в отношении выполнения лицензионных условий, организации технического надзора, контроля за техническим состоянием подвижного состава, качества и безопасности перевозок пассажиров». Также, согласно официальной версии, оно было вызвано «озабоченностью облгосадминистрации состоянием транспортной дисциплины». На нём чиновный люд должен был отчитаться, что им сделано для уменьшения степени озабоченности, воплотившейся в изданном ещё в ноябре губернатором Костяком распоряжении о создании проверяющей рабочей группы.
К её членам и обратился Анатолий Хоменко: «Никто не вернет матери ребенка, но мы должны сделать всё возможное, чтобы это было последняя жертва. Прошу задуматься членов рабочей группы. Ведь наши близкие каждый день ездят в этих автобусах. С каждым из нас может случиться такая трагедия. Но у нас есть рычаги, которыми мы можем остановить эту кровавую статистику. А теперь я хочу проверить, как вы провели внеплановые проверки, насколько эффективно они прошли и не стыдно ли будет вам смотреть в глаза нашим жителям».
Остановимся на наиболее интересных моментах совещания.Итак, по данным управления транспорта и связи Херсонского горисполкома, специалисты которого, по словам заммэра Владимира Ярошевского, проводят почему-то не ежедневный, а «еженедельный контроль качества предоставления пассажирских услуг, работы пассажирского транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения», в областном центре имеется 39 маршрутов, которые обслуживает 8 фирм-перевозчиков. В прошлом году лидером среди нарушителей стала фирма «МИС» – у нее выявлено 172 нарушения. На втором месте – городское коммунальное предприятие «Херсонкоммунтранссервис». У него 125 «пролётов». Впрочем, это обстоятельство не помешало ему в конце прошлого года стать победителем ежегодного национального бизнес-рейтинга в номинации «Деятельность автомобильного регулярного транспорта», обойдя более 300 претендентов из всей Украины. Хотя об этом на совещании не упоминалось. Далее в списке нарушителей следуют «Корнет-стиль» (98 нарушений), «Рембыттехника» (81), «Такси-сервис» (47), «Союз-авто» (41) и «Иксора» (20).
Но, пожалуй, еще более шокирующим был отчет облГАИ. В прошлом году на территории области зафиксировано 190 ДТП с участием водителей автобусов. В 24 случаях пострадали люди – 5 погибли и 43 травмированы. Более половины происшествий, а именно 111, произошло по вине водителей автобусов. 5293 раза водители автобусов попались при нарушении Правил дорожного движения. Сколько еще на глаза сотрудникам ГАИ не попались, сказать трудно, но можно предположить, что их во много раз больше. 35 водителей автобусов были за рулем в состоянии алкогольного опьянения. На вопрос Анатолия Хоменко, сколько из них были лишены водительских прав, точного числа докладчик от ГАИ назвать не смог, однако
посетовал, что таковых лишь около 70%.
И их вполне могло бы быть меньше, если бы представители ГАИ не присутствовали в судах при рассмотрении админпротоколов. В ответ заместитель губернатора потребовал доложить о случаях, когда судьи приняли решение в пользу нарушителя:
- Я хочу посмотреть в глаза такому судье! – заявил он. – Мы в Администрацию Президента доложим!
Можно, конечно, доложить и в администрацию, и в коллегию судей сообщить. В прокуратуру пожаловаться, дабы она решение судьи обжаловала, но напрямую воздействовать на решения суда облгосадминистрация не может – закон не позволяет. Заглядывание же в глаза – воздействие сугубо моральное, а посему в наших реалиях малоэффективное.
Впрочем, вернёмся к «гаишной» теме. В прошлом году сотрудники ГАИ провели 667 проверок пассажирских автобусов и маршруток, выдали
345 предписаний на устранение недостатков, 196 раз привлекли к админответственности руководителей фирм-перевозчиков. Итогом работы ГАИ стало 18 представлений на лишение пассажироперевозчиков лицензий, и 16 из них их действительно лишились. В качестве доказательства эффективности работы ГАИ в борьбе за безопасность движения прозвучали сведения о результатах проведённого после трагедии 13 января рейда, участвовать в котором пригласили журналистов. Вот, правда, большинство присутствовавших в зале пишущих и снимающих о таком приглашении услышали впервые – в рейд пригласили журналистов лишь одного телеканала.
Но «гвоздём программы», как было изначально ясно из темы, стала подвергнутая массированным проверкам фирма «МИС». Нужно сказать, что их результаты, по свидетельству представителей практически всех проверяющих инстанций, вселили серьёзные опасения в том, что ездить в её автобусах «полезно» для жизни и здоровья. Среди нарушений фактическое отсутствие ответственных за проверку технического состояния выезжающих автобусов и состоянием здоровья самих водителей, отсутствие отопления в боксах, антисанитарные условия, 6 неисправных автобусов из 64 проверенных на линии только в этом году, «вопросы» к предприятию со стороны УГСБЭП и многое другое.
- 30 ноября, – рассказал Анатолий Хоменко, – мы обратились к начальнику Главгострансинспекции с предложением аннулировать лицензию «МИС». Инспекция поручила провести внеплановую проверку. Но ни 14-го, ни 15 декабря работники инспекции не были допущены руководством фирмы к проверке. Рассказывают, что руководители фирмы ездили в Киев для финансового решения своего вопроса и предлагали очень большие деньги за замалчивание данной ситуации. Тогда облгосадминистрация вынуждена была обратиться непосредственно к министру транспорта Борису Колесникову для помощи в аннулировании лицензии фирмы «МИС», потому что на предприятии выявлены многочисленные нарушения,
а Главгострансинспекция закрывает на это глаза. В том числе там есть наш херсонец – Балин Владимир Анатольевич, который «крышует» все наши предприятия и решает с ними вопросы, непонятно какие и для чего. Это дало свои результаты. 22 декабря 2011 года «МИС» лишили лицензии, срок её действия заканчивается как раз сегодня, 20 января 2012 года. Но, к сожалению, это не дало возможности избежать трагической гибели ребёнка при участии автобуса фирмы «МИС» на улице Перекопской 13 января. (К слову, водитель маршрутки фирмы «МИС», который сбил ребёнка, после трех суток, проведенных в СИЗО, был отпущен на подписку о невыезде. – Прим. ред.)
Однако победные фанфары по поводу побеждённого зла в виде фирмы «МИС» звучали недолго. Прямо на совещании выяснилось, что «мисовские» автобусы будут ездить по городу ещё неопределённое и, судя по всему, длительное время. Просто решение об аннулировании лицензии в силу не вступило – перевозчик обжаловал его в экспертно-апелляционный совет при Госслужбе Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
Реакция на эту новость со стороны Анатолия Хоменко была бурной:
- Я прошу передать мне видеосъемку совещания. Я её передам лично Михаилу Бродскому (глава Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. – Прим. ред.), чтобы он посмотрел. Там с министром порешали, потом перешли в другое министерство, потом пойдут еще в суд решать эти вопросы. Не будет так! Не получится! Сегодня другое государство чуть-чуть и другие люди у власти. Взяток никто не берёт! Это ужас, что творится в Херсоне! Письмо Бродскому нужно написать, чтобы знал, кого защищать будет. Для меня это беда. У меня, как
и у вас всех, есть дети и внуки.
Так или иначе, но те же претензии, что и к фирме «МИС», на совещании в той или иной степени звучали ко всем херсонским фирмам-перевозчикам. Практически незаметно на фоне «борьбы» с нею прозвучала информация об изданном 17 января этого года приказе об аннулировании лицензии фирме «Автолайф». Если же обобщить всё, что говорилось на совещании о маршрутках, то ни один херсонец ничего нового для себя в этом не откроет. Как обычно – гонка по улицам, чтобы собрать побольше пассажиров, проблемы с техническим состоянием машин, курение и разговоры по мобильному за рулём, остановки не по правилам дорожного движения, зарплата в конвертах и теневой бизнес. Справедливости ради нужно заметить, что всё-таки фирма «МИС» в этом отношении – лидер не только по мнению чиновников. Через несколько часов после совещания автор этих строк разговорился с водителем маршрутки и услышал, что в «мисовских» автобусах ему в качестве пассажира самому страшно ездить – так они гоняют.
Пожалуй, самым главным итогом совещания стало понимание того, что множество контролирующих органов за многие годы так и не смогло навести порядок в пассажирских перевозках. Названа была и причина – их действия между собой не согласованы, а потому, если говорить мягко, неэффективны, а если как есть – то бестолковы. Судите сами. Только в отношении «МИС» за нарушение лицензионных условий в прошлом году составлено 113 актов, вынесено 78 предписаний и 35 постановлений на 34700 гривен. А толку? Дешевле заплатить штрафы, чем что-то исправить. Скоординировать деятельность чиновников теперь призвано управление промышленности и развития инфраструктуры ОГА.
Среди мер, которые призваны сделать пассажирское движение безопасным, были названы внедрение автоматизированной системы контроля за всеми 3600 автобусов в области, пересмотр договоров с фирмами-перевозчиками, жесткий их контроль под угрозой лишения лицензий. Но у всего этого есть и обратная сторона медали.
- Всех лишим лицензии – будем пешком ходить, – сказал вице-губернатор.
Что же касается областного центра, то мэрию обязали до 10 февраля проанализировать обеспеченность пешеходных переходов возле школ светофорами, а также составить график их поэтапной установки. И в первую очередь обратить внимание на злополучный перекрёсток улиц Перекопской и Мира.
- Областной совет не хочет слышать об отсутствии средств в бюджете – заявил Анатолий Хоменко. – Есть резервы, которые не были использованы
в 2011 году. За 24 миллиона, которые недополучил бюджет города от перевозчиков, можно было установить светофоры на всех проблемных участках. Невозможно сравнивать стоимость светофора и жизни человека.
Вроде бы правильно. Но в том же проекте решения совещания предусмотрены и «пути отхода» «в случае невозможности установки светофора по техническим причинам». Невозможность финансовую худо-бедно можно объяснить универсальной для всех случаев жизни фразой: «В бюджете нет денег!». Но что может быть причиной невозможности технической, понять сложно даже при развитой фантазии. На вершине Эвереста или под водой светофор установить технически сложно, но возможно, а вот что может препятствовать сделать это на городской улице?
Вместо «технически невозможных» светофоров было предложено использовать «опыт иностранных государств по обеспечению присутствия в месте массового перехода детьми до и после учебы специально одетых работников, которые имеют дополнительные атрибуты для перевода детей через дорогу». В ответ на вопрос, кто же эти работники, прозвучало, что ими могут быть учителя и родители, которые беспокоятся за жизнь своих детей. Причем же здесь иностранный опыт? Ведь «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – это так по-нашему!
Впрочем, присутствовашие на совещании журналисты высказали мнение, что совещание это проводили только ради совещания. Так ли это, будет ли толк от «показательного» совещания, показать сможет лишь время. Вот только почему для понимания того, что ситуация с безопасностью в автобусах стала угрожающей, нужно было, чтобы кто-нибудь в очередной раз погиб под колёсами?
http://www.grivna.ks.ua/belyj_dom_vspom ... tkah-1.htm
http://www.grivna.ks.ua/belyj_dom_vspom ... tkah-2.htm